lapot: (Default)
[personal profile] lapot
Серия рассказов о римском праве времён Республики "когда Рим был маленьким" - написано лёгким языком, занимательно и неожиданно. Комментарии тоже заслуживают внимания

В журнале [livejournal.com profile] messala по тэгу "римское право", http://messala.livejournal.com/tag/%D1%80%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE

Он продолжает добавлять рассказки, т.что тем, кто ещё не читал совсем - лучше начинать с первого, а кто уже читал - есть продолжение. И ещё будет.

Date: 2017-08-05 01:38 am (UTC)
From: [identity profile] yankel.livejournal.com
Да, отличные статьи.

Date: 2017-08-05 02:21 am (UTC)
From: [identity profile] lapot.livejournal.com
Мне ужасно интересно. Последние несколько лет по итогам отпусков в Италии я к.-то серьёзнейше зауважал цивилизацию Рима. На картинках учебников оно не производило такого впечатления.

Date: 2017-08-05 03:16 am (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
Собственно, мы тут, на нашем континенте, по этой модели и живем.

Date: 2017-08-05 04:34 am (UTC)
From: [identity profile] stan podolski (from livejournal.com)
не совсем, что он там тоже говорит. Но, наверно, самый близкий из современных систем вариант

Date: 2017-08-05 09:27 am (UTC)
From: (Anonymous)
Да, пожалуй, самый близкий. Потому так и раздражает )))

Date: 2017-08-05 09:28 am (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Это был мой коммент.

Date: 2017-08-05 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] stan podolski (from livejournal.com)
ни фига не понял. Что раздражает?

Date: 2017-08-05 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Зрянепонел. Ничонераздрожаед.

Date: 2017-08-05 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] stan podolski (from livejournal.com)
так это не ваш коммент "Да, пожалуй, самый близкий. Потому так и раздражает )))" ?

Date: 2017-08-05 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] stan podolski (from livejournal.com)
а! ну то есть да, да, нет, нет

я понял, дядя шутит

Date: 2017-08-05 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] lapot.livejournal.com
Не совсем. Но меня, чес-гря, просто изумляет уровень материальной цивилизации - я там в комментах говорил, мосты-дороги-телеграф (световой)-прекрасно распланированная массовая многоэтажная (с водопроводом и канализацией) городская застройка с размахом, со стоками, тротуарами, питьевыми фонтанчиками, общественными учереждениями и пр., публичные бани и тэдэ. Фантастика. Если бы они успели добежать до двигателей внутреннего сгорания и электричества - мы бы вобще выглядели дикарями.

Date: 2017-08-05 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Им этого было не надо. Вот была паровая машина (а точнее даже, турбина!) Гиерона Александрийского. Но она так и осталась игрушкой. И вот это весьма серьезный вопрос: почему они не пошли по техническому пути развития?

Потому что рабов хватало?

Date: 2017-08-05 05:31 pm (UTC)
From: [identity profile] lapot.livejournal.com
Ньютона не хватило. Т.е., физика не успела, прорыв в математике-физике-инжиниринге 17-18 века на самом деле совершенно необъясним, т.е., всё толклось-толклось на одном месте - и вдруг.
Оно в реальности именно так и бывает.

Т.е., я думаю, просто во времени не успели, настали времена великих завоеваний - распыление сил и средств, потом упадка - и не успели.

Date: 2017-08-05 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Вот насчет Ньютона...
Им это было не надо. Они совершенно не интересовались насущной природой.

Единственный, кто как-то этим интересовался, был Аристотель.

Date: 2017-08-05 05:53 pm (UTC)
From: [identity profile] lapot.livejournal.com
Ну так пост-римская Европа тоже не интересовалась до поры-до времени. Т.е., эти штуки плохо предсказуемы на самом деле.

Я давно говорю: из России обычно кажется, что у всех - это Европа, а Россия исключение. На самом деле, это Европа (и её колониальные дериваты как следствие) исключение из общемирового развития, а остальные - норма, по 5 тыс. лет сидеть в одной фазе плюс-минус.

Date: 2017-08-07 12:51 am (UTC)
vryadli: (Default)
From: [personal profile] vryadli
Ну, Аристотель как раз не особо. А вот был такой Архимед.

Date: 2017-08-05 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] stan podolski (from livejournal.com)
экономика не позволила.

В любой экономике жадность владельца является движущей силой. Рабы были дешевы, машины дороги, зачем и кому нужна эта паровая машина.

Римляне стремена умудрились не внедрить, когда они уже были у варваров

Date: 2017-08-05 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] stan podolski (from livejournal.com)
ура римлянам или варварам?

в общем то мне без разницы, они уже умерли. Хотя дело их живет

Date: 2017-08-05 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Мы до сих пор живем в цивилизации Рима...

"Запад" - это Рим.

Date: 2017-08-05 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] lapot.livejournal.com
Именно.
Т.е., цивилизация Запада старше российской не на тысячу, а на 2-3 тыс. лет с учётом античности, т.к. антики продолжают жить сегодня, этот велосипед ещё в пути.

Date: 2017-08-05 04:33 am (UTC)
From: [identity profile] stan podolski (from livejournal.com)
комменты там завораживают

Date: 2017-08-05 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] lapot.livejournal.com
Ну так в комментах сравнивают другие законы приблизительно того же времени, продолжающие жить сегодня.

Date: 2017-08-05 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] stan podolski (from livejournal.com)
я не про эти комменты.

Но если мы не берем во внимание "нельзя тащить мертвую лошадь по главной улице в субботу", то "не убий" даже еще более старый закон, хехе.

Date: 2017-08-05 06:53 pm (UTC)
From: [identity profile] lapot.livejournal.com
Это заповедь, а не закон. :))
Закон - это подлежит ли данное убийство наказанию или нет (например, самооборона), если да - то какому (по старым меркам вполне могли взять деньгами) и пр.

Date: 2017-08-05 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] stan podolski (from livejournal.com)
хм... а что такое закон?

* спросите у мессалы, он должен знать
Edited Date: 2017-08-05 07:00 pm (UTC)

Date: 2017-08-05 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] lapot.livejournal.com
Закон - это формализованое юридическое, типа вот такая штука называется таким образом и полагается при этом то и это.


Т.е., там в комментах напоминали про око за око, это вполне м.б. законом, а "око нельзя" - это ещё нет. :))

Date: 2017-08-05 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] stan podolski (from livejournal.com)
тогда в штатах нет кучи законов. Прецеденты есть, а законов нет

вы чувствуете, куда я клоню?

Date: 2017-08-05 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] lapot.livejournal.com
Прецеденты по ходу дела. Появится проблема - будет закон, нет пока проблемы - нет закона.
И пр.

Date: 2017-08-05 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] stan podolski (from livejournal.com)
тогда получается, что это закон в римском смысле в описании мессалы


Date: 2017-08-05 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] lapot.livejournal.com
Ну да, где-то так.

Date: 2017-08-05 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] stan podolski (from livejournal.com)
вот мы и пришли к "не убий" - закон

Date: 2017-08-05 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] lapot.livejournal.com
Не. Законом становится по прецеденту. :)) Т.е., по итогам убийства определили что и как. И стало. И до сих пор.
И ваще!

Date: 2017-08-05 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] stan podolski (from livejournal.com)
так вот оно и стало в какой то момент. То есть я не вижу в чем у нас противоречие.

Вы же не думаете, что оно не стало, пока это не было записано на скрижалях?

* У нас явно с мессалой противоречие в чем то, но в чем он не говорит, а я не такой умный, чтобы сам догадаться
Edited Date: 2017-08-05 07:29 pm (UTC)

Date: 2017-08-05 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] lapot.livejournal.com
Я не думаю!

Т.е., я щиттаю, что убийство как раз - один из старейших поводов для законов. Ещё до воровства и конечно до прелюбодеяния.

Date: 2017-08-07 01:23 am (UTC)
From: [identity profile] stan podolski (from livejournal.com)
--- Ещё до воровства и конечно до прелюбодеяния.

в смысле побивать камнями?

Date: 2017-08-05 07:31 pm (UTC)
From: [identity profile] lapot.livejournal.com
Мессала Штаты не любит.

Date: 2017-08-07 01:22 am (UTC)
From: [identity profile] stan podolski (from livejournal.com)
в общем то мне пох

Date: 2017-08-05 12:58 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Спaсибo зa ссылку! Oднaкo вoт чтo интереснo. Нa мoй взгляд, у aвтoрa зaписoк пoлучaется, чтo римляне не исхoдили из кoнцепции natural law. A кoмментaтoры тут пишут, чтo в Aмерике всё устрoенo кaк у римлян. Хoтя the founders видели oснoвoй нaшей системы именнo the natural law.

Буду прoдoлжaть читaть, ещё рaз спaсибo.

Date: 2017-08-05 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Исходили. Но это длинная тема.

Date: 2017-08-20 07:04 am (UTC)
From: [identity profile] silva2103.livejournal.com

Уважаемый Лапоть, помогите, пожалуйста, Михаилу (buh0y), у него проблемы с ЖЖ.

Date: 2017-08-20 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] lapot.livejournal.com
Что случилось? т.е., где он объясняет что произошло?
Это я когда-то заводил ему журнал, но я не помню пароль, столько лет прошло, это был 2003 год; попробовал что было в памяти - не могу зайти.

January 2026

S M T W T F S
    123
45678910
1112131415 16 17
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 21st, 2026 06:02 am
Powered by Dreamwidth Studios