Начал читать книшшшку
Apr. 9th, 2023 10:23 pmThe German War: A Nation Under Arms,1939-1945 (напечатано в 2016)
Перевод на русский Мобилизованная нация. Германия 1939–1945 (fb2) | Флибуста (flibusta.is)
Интереснейшее чтиво по давно интересовавшей меня теме - восприятие происходящего населением, механизмы формирования поддержки правительства и пр. На материале писем и дневников обывателей/участников того времени.
У меня давно эти вопросы чесались, я с юности был совершенно уверен, что ни одна система не держится на страхе, страх так... немного прикручивает сравнительно малые группы недовольных. Как говорится, можно придти к власти на штыках, но невозможно на них удержаться. Но о существовании этой книги я не знал.
И тут Новая газета дала интервью с автором
Немцы убеждали себя: кроме войны, выхода нет (novayagazeta.ru)
Тоже крайне интересное. И я пошёл искать книгу. :))
Хотел подчеркнуть - основная тема книги не фашизм как таковой, нет. Тема - механизм формирования массовой, почти всеобщей поддержки населением достаточно неприятных (мягко скажем) действий правительства. Механизм, описываемый в книге, это механизм не существовавший до 20 века с его всеобщей грамотностью и масс медиа. Этот механизм способен сработать на любую? ХЗ, скажем - разную идеологию при в той или иной степени авторитарности системы, пожалуй, предпоследний раз (пардон) мы видели как это сработало при последней пандемии.
Словом, м.б. кого ещё заинтересует. Я ещё процентов 15 прочитал, но уже впечатлён.
Т.е., оно не для дискуссий, а чисто информативное.
ЗЫ: если вдруг забегут люди, со мной незнакомые - срач в этом журнале не приветствуется, за мат баню (для старых друзей делаю исключение:)),
no subject
Date: 2023-04-10 07:59 am (UTC)Этот парень что-нибудь слышал о Плане Шлиффена? О мобилизации в РИ?
"Идея о том, что страна окружена врагами"
А она была окружена друзьями?
"Они не видели себя агрессорами"
А почему в этот момент автор вдруг "забывает" упомянуть, что в ВМВ Франция напала на Германию, перешла границу и оккупировала территорию? Потому что это не вписывается в концепцию?
"мой отец бежал из Германии в 1939 году, ему было 18"
Автор еврей?
Stargardt is the son of a German-Jewish father and Australian mother.
Расходимся.
no subject
Date: 2023-04-10 10:19 am (UTC)Глупо говорить о своих чувствах, когда кого-то бомбят.
У меня в России вышла книга. Но когда я узнала. что там же издают Прилепина да еще и поздравляют его в день рождения...– это было просто за гранью...И я попросила перестать продавать мои книги и прекратила сотрудничество с издательством.
Мне говорили, что я наказываю рядового человека, который хочет читать книжки. Но так ведь работают любые санкции. Это даже не санкции – это просто невозможность иметь общий культурный, моральный кровоток с тем злом, которое творится твоими соотечественниками. Первая реакция: всё равно же ты чувствуешь эту ответственность. Минимальный поступок — это хотя бы не участвовать в том, что совсем непотребно.
Мы же понимаем, как устроено сейчас прочтение действительности, в том числе сквозь соцсети: рядом с твоим постом о том, как ты вкусно покушал в центре Москвы, будет фотография разбомбленного дома в Ирпене. И это совершенно невозможное соседство. Мы же не приходим в дом, где траур, танцевать на столах. Мне казалось диким проведение книжного фестиваля на Красной площади, просто диким до невозможности. На Красной площади только что громыхали те же самые танки, которые должны были взять Киев. Та же самая армия, которая мучает, расстреливает, убивает сейчас в Украине, только что маршировала по этим камням Красной площади.
Когда возмущенный вождь гитлерюгенда сказал Шлёссеру, начальнику театров у Геббельса, что театр – это "рассадник реакционных веяний", то то ли Шлессер, то ли сам Геббельс ответил очень цинично: "Театры с их заведомо либеральной атмосферой жизненно важны для нас, поскольку удовлетворяют потребности определенного зрительского сегмента и гарантируют, что такие люди остаются под нашим прочным контролем”. Хорошо бы про это не забывать. Пропаганда – это вовсе не всегда истерический ядерный пепел Соловьева в телевизоре. Собственно, любителям искусства в итоге заготовлена та же кувалда, что и всем, – просто в футляре от скрипки. Как ту, что Пригожин прислал в Европарламент. Вся культурная жизнь в рамках фашизма – просто разрешенный выхлоп. Это как драпировка разбомбленного театра в Мариуполе портретами русских писателей. Главное для власти не содержание (даже антивоенное) отдельных спектаклей, а нормализация ненормального, убедить население, что ничего страшного, мол, жизнь идет, остальное уже мелочи.
Вероятно, с началом вторжения моя оптика настолько сильно поменялась, что видеть прежними глазами уже физически невозможно. Имперская оптика и многое что другое неприглядное стало открываться для меня самой в полной мере с началом полномасштабного вторжения. То, что я видела периферийным зрением, стало в центре. И последствия всего этого в этой страшной войне именно что оче-видны. И когда ты смотришь такими глазами, то вдруг видишь многое по-другому, многое про себя, про свою культуру, про своих друзей, про свое окружение. Да, я стала про это честно писать, и это стало вызывать безумную реакцию. Тяжело? Конечно, приятного мало. Но как-то глупо на это жаловаться. Я же это делаю своими руками, я понимаю, что делаю, и не хочу здесь быть жертвой ни в коем случае. Да, это вызывает такую яростную реакцию. Но я считаю нужным писать. значит я должна быть готова к реакции. Постепенно, конечно, вырабатывается дистанция, тем более когда есть с чем сравнивать. Достаточно открыть любой украинский канал или позвонить знакомым. "Да, я слышал сейчас – разорвалось семь ракет", – говорит мне вчера мой харьковский приятель. Я говорю: "А я прочла, что восемь". Он говорит: "Ах да? Наверное, восьмую не расслышал". И это так буднично..." К Марголис svoboda org katya-margolis-pora-ponyatj-chto-zhertva-seychas-eto-ne-rossiyane трим-с
no subject
Date: 2023-05-13 12:19 am (UTC)